- Дали вблизи
Нынешний год объявлен Годом Дали — в 2004-м художнику исполнилось бы 100 лет. Сальвадор Дали родился в мае 1904 года, и весь май на его родине в Испании проходят различные акции, посвящённые великому художнику. Дали — ярчайший пример уникальной смеси гениальности и сумасшествия. Загадку этой личности до сих пор пытаются разгадать очень многие. Возможно, ближе других к ответу находятся люди, хорошо знавшие мастера. Например, мадам Мишель Брутта — известный издатель и организатор выставок Дали, — которая десятилетиями общалась с великим художником.
Она хорошо известна в художественном мире Европы как учредитель Издательского дома «Мишель Брутта» в 1971 г. в Париже и затем одноименной галереи (1981), как человек, посвятивший свою жизнь представлению миру современных художников. Кроме Дали Брутта издавала и организовывала выставки таких мастеров, как Мишель Сейфор, Яков Агам, Хулио и Роберта Гонсалес, Пьер-Ив Тремуа, Микио Ватанабе, Пол Бури. Среди организованных ею выставок можно выделить «Дали без берегов», «Визионерская гравюра», а также прошедшую в России в 1994 году (единственную и по сей день) экспозицию графики, скульптуры и живописных репродукций Дали из европейских частных коллекций.
--------------------------------------------------------------------------------
- Мадам Брутта, как именно судьба свела вас с Сальвадором Дали?
- Я училась в университете, изучала философию и работала в издательстве, где встречалась со многими знаменитыми людьми — с Де Голлем, Пикассо и т.д. Мы издавали книги с выдающимися мастерами, порой фантастические! Например, о водяной капле с Микио.
С Дали я познакомилась в 1955 году — мы готовили к изданию его книгу «Трезубец», затем встречалась с ним, когда перешла в другое французское издательство, выпускавшее «Дон Кихота» Сервантеса с иллюстрациями Дали. Потом мы сотрудничали, когда я сама стала издателем. Я выпустила в свет 40 книг, художественных альбомов с текстами, из которых три — только по Сальвадору Дали.
- Какие впечатления остались у вас от общения с Дали как с художником?
- Я часто встречалась с Дали, когда он работал над иллюстрациями к «Дон Кихоту» и «Апокалипсису». Он очень любил использовать в творчестве какие-то происшествия, случаи, и даже организовывал их. Они имели для него особо глубокое значение. Чтобы создать апокалипсическое событие он, например, пожелал, чтобы швейную машинку, как всем понятную бытовую вещь, разбили о большой медный лист. И это совершили: сбросили швейную машинку с Эйфелевой башни. То, что получилось в итоге акции, он и нарисовал.
Для многих своих работ он использовал материалы, наполненные символическим смыслом. Я, например, собирала разные камни для «Апокалипсиса» (тема, мифологически связанная с Иерусалимом), чтобы он мог эти камни инкрустировать в одеяло. У него всё имело свой сакральный смысл.
А как-то у него возникла идея создать своеобразный локомотив. Но чтобы это была не машина, а некая сфера, в которой можно было бы перемещаться, принимая положение эмбриона. При этом сфера должна быть прозрачной. А в 1969 году плексиглас ещё не был таким прозрачным, как сегодня. И нашли какого-то сумасшедшего инженера, который согласился провести эксперимент. Дали тогда сказал: «Идей вокруг тысячи. Надо лишь взять одну и осуществить. И вы обретёте успех, счастье».
Еще пример. В его доме в Испании я увидела некую сотворенную объёмную металлическую конструкцию, тетраэдр. Дали опускал его в воду с мылом и, дуя в трубку, создавал фантастические мыльные кубические объекты! Их стенки играли каждая по-своему, создавая удивительные картинки, которые он воспроизводил на холсте. Он был очень взволнован этими мыльными образами. Так Дали изобрёл устройство, которое из мыла легко создавало множество картин.
И вот как-то приходит к нему журналист и спрашивает: «Мэтр, что вы в настоящее время делаете, над чем работаете?». А Дали говорит: «Если вы думаете, что я занимаюсь живописью, декорациями или чем-то подобным, то это не так». И он берет мыльную пену и надувает кубические пузыри... Журналист всю жизнь видел мыльные пузыри шарообразными, а тут вдруг — кубические!..
Дали создавал новые объекты. Это могло шокировать. Он ломал привычные представления, нарушая понятия приличного и запретного. За этим, однако, всегда скрывалась большая работа, напряжённые поиски. Дали стремился находить новые способы для решения творческих задач, используя новые и новые материалы.
- А какой он был личностью?
- Это был весьма образованный человек, очень эрудированный во многих областях современных знаний. Он первым из художников использовал лазер. Он первым применил в своих работах кислоты.
Когда я была впервые в его мастерской в Кадакесе, он что-то рисовал и одновременно задавал мне всякие вопросы. Он стремился познакомиться с каждым человеком глубже, узнать его жизнь, политические взгляды.
Когда я занималась первым своим изданием Дали — предполагалось выпустить в серии «карманная книга» (общим тиражом около 1 млн. экз.) произведения Жюля Верна с его иллюстрациями, — то Дали попросил меня под первый выпуск книги сделать выставку. Я организовала ее в Париже и пригласила его, чтобы он лично помог в презентации издательского проекта. Дали любил говорить: «Жюль Верн — это мой враг, поскольку распыляет человеческий разум, думает о Луне и не борется со смертью». К тому же Жюль Верн очень много ел, тогда как Дали — почти ничего. И тогда Дали решил написать портрет Жюля Верна с помощью вилок и при этом с завязанными глазами! Для меня это оказалось замечательной поддержкой — то, как великий мастер дал старт этому издательскому проекту. А вообще-то Дали замечал: «Не нужно что-то делать по долгу дружбы». Но сам, однако, был способен на это.
- Какие отношения были у Дали с франкистскими властями?
- Диктатор Франко властвовал долго. Дали же мало жил во франкистской Испании. Он вообще-то был по убеждениям роялист. Вскоре после начала гражданской войны на родине он перебрался в США и долгое время жил там, в том числе всю Вторую Мировую войну. Вернулся в Европу лишь в 1949-м.
- Он был религиозным человеком, или наоборот — воинствующим атеистом?
- Вскоре после возвращения в Европу он всё глубже стал погружаться в католицизм, что нашло мощное отражение в его творчестве. И был даже принят Папой Римским.
- Почему он так ни разу не посетил Россию, хотя его жена Гала — Елена Дьяконова — была русской?
- Я думаю, что ему не нравился коммунистический режим. У него и с Пикассо на эту тему были сложные отношения. Дали принадлежат известные слова: «Пикассо — гений, я — тоже. Пикассо — каталонец, я — тоже. Пикассо — коммунист, я — ни в коем случае!».
- Он чувствовал себя испанцем, каталонцем, или ощущал себя «человеком мира»?
- Он чувствовал и осознавал себя каталонцем. А политически — хотя в Испании были разные политические ситуации, в том числе, когда коммунисты имели большое влияние в обществе, — он ни коим образом не мог себя увязать с коммунистической идеологией или с образом действий коммунистов. Он, думаю, любил Россию, но не любил коммунистический материализм.
- Какие у Дали были отношения с женщинами?
- Он восхищался женщинами, но не более того. Он скорее любил существ типа унисекс, таких, которые не имеют пола. Известна история его трогательных отношений со знаменитой певицей Амандой Лир, о которой ходят слухи, что она транссексуалка.
Особо Дали любил только свою жену Галу. Но, вообще, он любил красоту и всегда был окружён красивыми женщинами, которые тоже хотели оказаться рядом с ним. Однако он всегда говорил, что сексуально немощен.
- Может быть, он предпочитал мужчин, хотя бы в тайне?
- Нет. Конечно, мужчины окружали его (в них, в конце концов, тоже может присутствовать красота). Но не более того. Он необычайно дорожил Галой. Это была какая-то особая страсть. А когда в 1982 году она умерла, для него это оказалось огромной трагедией. Он замкнулся, стал вести уединённый образ жизни и через несколько лет, в 1989 году, умер.
- Когда Дали обрёл широкую известность?
- Если говорить о Франции, — около 1965 года. Я лишь тогда стала находить литографии Дали на всем известной французской набережной, где обычно продают всякие книги. К этому времени ему уже было много лет. Зато раньше он был хорошо известен в США. И хорошо заработал на жизнь именно там. Когда он в первый раз в 1934 году уехал в США, то еле-еле наскрёб денег, чтобы оплатить путешествие, приехал туда без гроша. Дали повёз с собой огромное полотно, которое транспортировали пожарные, и оделся так, чтобы его прибытие сразу предстало дерзкой рекламной акцией, чтобы сразу скандально привлечь внимание. Так это в Нью-Йорке и случилось. Потом там он постоянно думал, как организовать ажиотаж вокруг своей персоны. Он заявил себя единственным истинным представителем подлинного сюрреализма.
Беседовал Павел Яблонский. Санкт-Петербург
--------------------------------------------------------------------------------
© 2000-2004 ИА "Росбалт"
http://www.rosbalt.ru/2004/05/20/161971.html