А это реклама, книжки доброго лыжника Маркоса
Добро в лыжной маскеВышел сборник статей, стихов и прокламаций Субкоманданте Маркоса – последнего мексиканского героя-революционера.
В Чьапасе, мексиканском штате, большую часть которого составляют джунгли, живет 3 600 тыс. человек, из них более миллиона – индейцы, живущие в традиционных общинах. Цифры это довольно приблизительные: кто же будет всерьез считать дикарей?
По официальным данным, две трети населения штата проживает в сельской местности и доход 90% жителей села – минимальный или нулевой. Две трети жителей штата не имеют водопровода, около половины не обеспечены питьевой водой. 72% детей не получают даже начального образования, 40% жителей моложе 15 лет, 15 тысяч детей в год умирает от легко излечимых болезней: в Чьапасе 2 медпункта на 10 тысяч человек. 54% жителей штата страдает от недоедания, среди индейцев голодает 80%.
При этом Чьяпас – не дотационный регион, там добывается нефть и газ, растут бананы и другие фрукты, работают гидроэлектростанции – впрочем, почти все это идет на экспорт. А Чьяпасу и его нищим индейцам остаются только сапатисты.
Субкоманданте Маркос – теоретик, вождь, полководец и невероятно успешный пиарщик, станет еще известнее и еще любимее русской публикой после выхода огромного, толстенного тома, «наиболее полного сборника статей, манифестов, коммюнике, сказок и стихов Субкоманданте».
Книга называется «Четвертая мировая война». Холодная война, по мнению Маркоса, была третьей мировой, в разных противостояниях между социалистическим и коммунистическим миром в период между 1945 и 1991 годом погибло около 23 миллионов человек. Когда коммунизм окончательно проиграл, началась четвертая мировая война: неолиберализм транснациональных корпораций против всего остального мира, национальных правительств, мирного населения и немногочисленных идейных бойцов вроде самого Маркоса.
Никто не видел его лица: он фотографируется и дает телевизионные интервью только в лыжной маске, «пасамонтаньяс».
Он туго знает свое дело: каждому латиноамериканскому революционеру нужен головной убор-трейдмарк, беретка у Че, шляпа-боливар у Боливара, борода и кепка у Фиделя, идиотская шляпа-сомбреро у Панчо Вильи.
Мексиканское правительство утверждает, что знает настоящее имя Субкоманданте, университетского интеллектуала и провинциального школьного учителя, но он эту информацию никогда не подтверждал.
Разумеется, Маркос был марксистом. В Латинской Америке есть, насколько можно судить по потоку литературы и новостей с этого обильного континента, очень мало возможностей для интеллектуального развития: марксизм (включая троцкизм, маоизм, ленинизм, геваризм и еще десяток течений), наркоторговля, корпоративный фашизм в той или иной форме и аристократический детерминизм с прикрытием в форме человеконенавистнического неолиберализма.
Маркос был марксистом и с кучкой городских мальчиков отправился в джунгли устраивать партизанскую войну за освобождение народа – нищих индейцев, страдающих под гнетом мексиканских угнетателей. В джунглях выяснилось, что индейцы вообще не понимают марксистов, говорят с ними на разных языках. И после долгих взаимных консультаций возникло современное сапатистское движение, САНО – Сапатистская Армия Национального Освобождения.
Это самая странная армия в мире.
Во-первых, у нее идеальная идеология: «за все хорошее против всего плохого». Ее нельзя описать в терминах социологической науки или политической философии. Это не социализм, не марксизм, не анархизм. САНО – за справедливое равноправное гражданское общество, а когда у Субкоманданте пытаются спросить, что же он все-таки имеет в виду, он рассказывает сказки (в прямом смысле) или начинает клеймить врагов – неолиберализм, транснациональные корпорации, продажные местные правительства, ООН, развязывающую кровавые войны по всему третьему миру.
Кроме того, эта армия не воюет. Ну, по крайней мере, старается не воевать. После пары вооруженных выступлений они сделали все, чтобы заключить мир, перемирие, надавить на правительство Мексики со стороны гражданского общества, международных организаций, всеамериканских антилибералистских конгрессов и прочего. Правительственные войска несколько раз пользовались перемириями для неожиданных атак, и все начиналось сначала. В промежутках сапатисты устраивают мирные безоружные походы на столицу, сидячие забастовки, участвуют в международных конгрессах и конференциях, умирают от голода и болезней и убегают от правительственных войск.
Кроме того, у нее необычная организация. САНО контролирует изрядную часть штата Чьапас, но это не совсем верное объяснение. Солидная часть штата – независимые индейские самоуправляющиеся общины, объединенные друг с другом и с САНО мистическими и семейными союзами. САНО эти поселения защищает, главным образом тактикой «раненой куропатки», пытаясь увести разящий гнев вертолетов и пехоты от мирного населения. Кроме того, им нужно защищаться от других жителей штата – правых боевиков, вооружаемых и натравливаемых на сапатистов правительством для того, чтобы создать видимость гражданской войны.
Это война нового типа, и вождь у нее нового типа. Как и другие латиноамериканские вожди, он поэт и знаток поэзии, писатель и теоретик.
Харизматик без лица, он активно занимается пиаром.
Пишет книги сказок и воспоминания, постмодернистские истории про жучков, паучков, детей и международные корпорации. Он раз за разом задает простые вопросы: почему 357 самых богатых людей мира владеют такими же богатствами, как примерно 2 миллиарда 600 миллионов самых бедных. Почему правительства нарушают собственные конституции, когда дело касается самых бедных и бесправных «граждан».
У Маркоса поразительная организация ума. Самые сложные проблемы он объясняет архаическими средневековыми приемами – притчами о жучке Навуходоносоре, воображаемым допросом вымышленного следователя Post Scriptum, взяточника на жалованье у правительства, самого себя. А потом он дает интервью прожженным эквадорским журналистам, в котором говорит: в сапатистских коммунах (самоуправляющихся индейских муниципалитетах) нет шаманов, сапатисты не признают никакой магии, кроме поэтической метафоры. При этом интервью проходит в университетской аудитории автономного университета Мехико. Ни в коем случае не желая ставить на одну доску, можно попытаться представить себе Басаева, дающего интервью украинскому телеканалу в аудитории МГУ.
Самая странная книга про самую странную войну на свете.
Источника:
http://www.gazeta.ru/П.С. Субкоманданте Маркос. Четвертая мировая война. Екатеринбург, Ультра. Культура. 2005