Дамы и господа,
пишу диссертацию под пилотным названием "Проблемы общения трансгендеров-коммуникантов". С одной стороны, хочется получить какой-то реально ощутимый результат (хотя бы в том, что наличие оных проблем будет озвучено), с другой - рамки специальности (психолингвистика) не позволяют сильно рассекать мысию по древу, но что я, что научрук искренне заинтересованы в том, что у меня из этого получится.
В связи с этим набираю группу респондентов, желающих а) участвовать во всякого рода опросах, тестированиях и пр., б) совместными усилиями обсуждать процесс и результаты.
С точки зрения информационной безопасности внутри сообщества могу сказать, что у меня, как корректно выражается научный руководитель, "профессиональная деформация", т.е. пишу о том, от чего и сам страдаю. В чем, помимо взгляда на проблему изнутри, есть существенный плюс в том, что по крайней мере я могу рассчитывать со стороны своей маленькой ячейки научного сообщества на небольшую долю признания меня тем, кто я есть, и мне не надо доказывать относительно далеким от медицины людям, что мы вообще существуем, а можно сразу начинать с того, чтобы доказать существование упомянутых проблем.
Да, да, разумеется, не надо беспокоиться за анонимность. Что в интернетах, в общем-то, и так очевидно.
Понятие "трансгендер" в моей работе довольно расплывчато, однако на сегодняшний день попытки ограничить его, к примеру, только транссексуалами, или только бигендерами, или только гендерквирами и т.д. представляются мне не самым удачным решением, т.к. численность целевой группы и без того невелика. Возможно, это будет претерпевать изменения, но пока - велкам всем, кто не цисгендер.
На любые вопросы с удовольствием отвечу.
Заранее прошу прощения за то, что в силу огромной занятости могу беспочвенно пропадать из сети, однако диссертация прочно привязывает меня к исследованию на ближайшие 3,5 года, так что шанс, что я не исчезну с концами, всё же достаточно высок. :)
---
На данный момент приступаю к первому докладу, в котором будет рассматриваться, возникают ли у нас трудности из-за того, что в разговоре с собеседником мы вынуждены скрывать свой осознаваемый пол и в силу различного рода причин подменять его биологическим. Моя гипотеза состоит в том, что трудности, конечно, таки возникают, и доказать я это попробую следующими статистическими и не очень методами: 1) методика Рассела и Фергюсона, 2) методика Роджерса и Даймонда, 3) контент-анализ ответов из опросника с ситуациями на индуцирование идентичности.
Такое пробное исследование в первую очередь касается трансгендеров, уже осознавших отличие самоидентификации от исходных биологических и социальных данных, однако (пока или вообще) не изменивших свой социогендерный статус. Классические примеры, подпадающие под такое определение - это транссексуалы в процессе перехода или нон-оп; бигендеры, которые ничего менять не намерены, но и отказываться от части себя - тоже; агендеры, в равной степени отвергающие попытки приписать им что одну, что другую половую и гендерную принадлежность, существующие в нашем обществе, и т.д. Назовем это группой 1.
Для того, чтобы подтвердить, что психологические трудности (в частности, дискомфорт), характерные для данной группы, имеют место быть именно при указанных выше обстоятельствах, а не являются общечеловеческой проблемой, для сравнения необходимы группа 2 (трансгендеры, которые в общении придерживаются гендерной роли, соответствующей истинному полу: например, транссексуалы с полной социальной адаптацией в желаемой роли; лица, сформировавшие такой круг общения, в котором они вне зависимости от остального мира могут общаться исключительно в желаемом поле (к примеру, после масштабного каминг-аута или, наоборот, исключения из круга общения всех, кроме единомышленников), и т.д.), результаты исследования в которой еще раз ограничат область, в которой возникает наша проблема, ситуацией нераскрытия истинного пола в общении, а не просто наличием трансгендерной самоидентификации, и группа 3 (цисгендеры, не испытывавшие подобных трудностей в силу отсутствия диссонанса между собственным осознаваемым полом и гендерной ролью, которой они придерживаются в процессе общения).
Перспектива на будущее: провести аналогичное исследование на других языках. Русский язык и культура русской речи богаты гендерными маркерами, и в суровых реалиях нашего языкового пространства группе 1 общаться так, чтобы это не вызывало проблем ни у самого трансгендера, ни у его собеседников, достаточно затруднительно. При этом состав группы 2 будет достаточно инвариантен (предполагаю, преобладать будут именно представители той подгруппы, что приведена выше в качестве примера). В то же время в языках, где степень выраженности гендера в речи существенно ниже (например, в английском), степень выраженности разного рода психологических трудностей в общении у группы 1 в тех же ситуациях также будет ниже, а состав группы 2 будет шире.
Полагаю, что в восточных и африканских языках и культурах, где картина мира иная и включает, например, пять гендерных категорий или таковые вообще отсутствуют, ситуация опять же будет отлична от нашей, однако проанализировать не могу в силу отсутствия соответствующих познаний. Если вдруг обнаружатся люди со знанием таких языков и желанием посодействовать, было бы очень здорово.
В связи с вышеизложенным набираю респондентов в группы 1 и 2. Состав группы 3 (цисгендерной) будет пополняться по мере роста числа опрошенных в первых двух группах.
Для участия в опросе, пожалуйста, отправьте мейл на psycholinguistic@yandex.ru. Крайне приветствуется, если в письме будет содержаться немного информации о том, кто Вы и что заинтересовало (и заинтересовало ли) Вас в данном проекте. В ответ Вы получите .rar-файл с тремя бланками опросов (если Ваш компьютер не поддерживает архивные файлы, сообщите, и я отправлю Вам их по отдельности в формате Ворд). Отправляя заполненные бланки обратно, будьте добры, укажите, к какой группе опрашиваемых (1 или 2) Вы относитесь и почему и каковы приблизительно численность и состав (коллеги, друзья, родственники, виртуальные собеседники, разовые и непродолжительные контакты и т.д.) Вашего повседневного круга общения.
Статистику начну подсчитывать где-то через неделю, результаты в форме статьи планирую иметь к двадцатым числам сентября.
Это не значит, что сбор данных я на этом прекращаю - наоборот, чем больше респондентов со временем подтянется, тем яснее будет картина, но для данной статьи количество подсчитываемых результатов будет в какой-то момент ограничено по численности самой небольшой группы, и число респондентов во всех группах будет уравнено по этому числу.
В будущем, если число респондентов будет существенно прибывать, статистика исследования будет пересчитана заново.
Всем спасибо за внимание.