Leo пишет:А вот идеология и технология уничтожения людей в промышленных масштабах - это, позволю себе заметить, как раз-таки плод общественного прогресса.
По-моему, "идеология уничтожения людей" и по религиозному, и по этническому, и по политическому, по мировоззренческому (вспомни "еретиков"), и по другим признакам – была всегда. Прогресс придал ей в основном "промышленный масштаб" (как и многому другому). А кто-то сказал, что прогресс можно использовать только во благо?
Leo пишет:Дык все же - по каким критериям мы будем оценивать этот самый общественный прогресс?
Смягчение социального расслоения. Уход от кастовости и сословности, когда практически всё предопределяло происхождение. Увеличение среднего класса. Высокая социальная мобильность. Общедоступность базового среднего образования, рост числа людей с высшим. Ослабление роли государства и общества в жизни конкретного человека. Выборность правительства. Всеобщие демократические выборы. Принятие всеобщей декларации прав человека. Больше гражданских прав и свобод. Становление гражданского общества и его институтов. Появление правозащитных движений и организаций (в том числе международных), международные суды и т. д. Секуляризация, просвещение. Эмансипация (женщин, негров, меньшинств; в последнее время – также движения за эмансипацию мужчин, желающих освободиться от традиционных патриархальных обязанностей и долженствований).
Навскидку хватит? Ни на каком другом историческом этапе, полагаю, совокупности этих вещей быть просто не могло, и истории нужно было проделать для этого соответствующий путь.
Leo пишет:Дык все же - по каким критериям мы будем оценивать этот самый общественный прогресс? Пока что я, как и Дженни, вычислил у тебя один критерий - отказ от исторически сложившихся гендерных ролей. Знаешь, я, вот честно, ничего не имею против того, что теперь женщины имеют право выходить на улицу без мужа, свидетельствовать в суде, получать образование, получать удовольствие от занятия сексом, и т.д., и т.д., и т.д.Но все это - прошу обратить внимание - не есть гендерная дифференциация как таковая. Это все - составляющие гендерного неравноправия, котоые на протяжении тысячелетий включались в структуру гендерных ролей, но этим гендерные роли отнюдь не исчерпываются. Если это все убрать, то сами по себе гендерные роли и гендерные различия никуда не денутся. А мне предлагают в качестве критерия прогресса нечто странное.Знаешь, на что это похоже? Вот, всегда были белые люди и черные люди, но многие столетия у белых в руках была плеть, а у черных на руках были кандалы. Теперь ни у кого нет плети, и никто не в кандалах. Ну и хорошо, ну и хватит на этом. Но нет же, мне говорят, что быть белыми и черными - это вообще неправильно, и что теперь все должны быть одинакового прогрессивного серого цвета. Блин, ну а меня мой цвет кожи устраивает, и менять его я не хочу, отвяньте от меня! Ан нет! Давай меняй, или ты - поганый расист! Вот так примерно выглядит вся эта война с гендерами.
Если предлагается не "присваивать" никакому гендеру заранее определённой, фиксированной роли – это отнюдь не значит, что предлагается стереть индивидуальные различия между людьми, одеть всех в одинаковые костюмы и запретить дышать для полного довершение картины. Наоборот – это предполагает больше разнообразия, т. к. в "норму" и "эталон" в этом случае не будет возводиться
только маскулинное поведение для мужчины и
только феминное поведение для женщины. Нормой могут быть равно и маскулинные, и андрогинные, и феминные мужчины. И феминные, и андрогинные, и маскулинные женщины. Никакому из этих образцов поведения не должна присваиваться приоритетность и "правильность" по дефолту. Единственное, чего лишается такое общество – мужских и женских
шаблонов поведения.
Почему ты воспринимаешь стирание представлений о том, как
должен вести себя "настоящий" мужчина и как
должна вести себя "правильная" женщина, отсутствие стигматизации любой модели поведения (хоть феминной, хоть маскулинной, хоть андрогинной) для любого пола, если эта модель не идёт вразрез с общечеловеческой этикой – как попытку перекрасить тебя в серый цвет?
При таком раскладе – ты можешь вести себя так, как для тебя естественно (не нарушая границ других людей, если они этого не позволяли). И если будучи женщиной ты бы так же, к примеру, как и сейчас, себя вёл – твоё поведение не воспринималось бы как неподобающее. Т. е. оно оценивалось бы обществом по человеческим, а не гендерным критериям. Почему в отсутствии рамок и запретов гендерного толка, в индивидуальности и вариативности (вместо распределения всех строго по двум "гендерным" лагерям) – ты усматриваешь проблему?
Дженни вот сетовала в другой теме, что большинство мужчин воспринимает женщину как вещь или как животное. И при этом "присвоенные" гендерные роли она поддерживает ручками и ножками, и в зоопарке видала тех, кто её позиции в этом вопросе не разделяет. Только она, наверное, не задумывалась над тем, что мужчины, собственно, могли бы воспринимать женщин и иначе, они не рождаются "воспринимающими женщину как вещь или животное", это лишь часть социализации в обществе, нашпигованном гендерными шаблонами и сексизмом по самые уши. Но Дженни, насколько я понимаю, общество, где "бабы дуры, мужики козлы" и где им нравится собачиться между собой – устраивает в полной мере (а все сетование на "козлин-мужиков", по-видимому, лишь часть избранной в этом обществе роли, просто игра, которая по душе; игра в "ах, какие женщины страдалицы-жертвы-бедняжки" и "какие мужики сволочи" и "как мир несправедлив к женщине"). Без подобных гендерных игр, видимо – некоторым людям останется лишь "повеситься со скуки".
Что же, каждому своё, и каждый развлекает себя, как умеет. Тех, кому подобные игры и развлечения по вкусу – никто ведь не заставляет переезжать туда, где они постепенно становятся анахронизмом и отходят в прошлое.
В чём тогда проблема? (мне казалось, впрочем, что мы с этим разобрались ещё в начале темы).
